Почтовый адрес: САФУ, Редакция «Лесного журнала», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002

Местонахождение: Редакция «Лесного журнала», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1425, г. Архангельск

Тел/факс: (818-2) 21-61-18
Сайт: http://lesnoizhurnal.ru/
e-mail: forest@narfu.ru

архив

Целевое назначение лесов как основа лесного хозяйства

Версия для печати

И.Ю. Харлов

Рубрика: Лесное хозяйство

Скачать статью (pdf, 0.6MB )

УДК

630*907.8+630*911

DOI:

Аннотация

Российская Федерация, задекларировав в 1998 г. переход к устойчивому развитию, пересмотрела отношение государства к основам организации и ведения лесного хозяйства.

В 2007 г. государство как конституционный гарант сохранности окружающей среды и стабильности экологической обстановки, отказалось от прямого участия
в осуществлении хозяйственной деятельности, сделав ставку на активизацию деловой активности и развитие партнерских отношений с бизнесом путем передачи части своих полномочий региональным властям. Такое разграничение полномочий между федеральным центром и регионами соответствует принципам устойчивого управления лесами, направленного на развитие территорий.

В современных условиях основы организации лесного хозяйства базируются на понятии о лесе либо как об экологической системе, либо как о природном ресурсе. Двойственность понятия «лес» позволила ввести в теорию и практику лесного хозяйства целевое назначение лесов: защитные леса, эксплуатационные леса, резервные леса.

Целевое назначение лесов служит ядром стратегического планирования их использования и комплексного освоения, включая осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, и является базой для регулирования степени хозяйственного воздействия на них.

Анализ нормативных основ подразделения лесов по целевому назначению показывает, что действующее нормативное правовое регулирование целевого назначения лесов не в полной мере способствует реализации региональных интересов, направленных на устойчивое развитие территорий, и не в полной мере способствует устойчивому управлению лесами.

В настоящее время требуется введение дополнительной функциональной классификации целевого назначения лесов и разработки соответствующих им региональных систем ведения лесного хозяйства.

Автором показано, что существующая в Российской Федерации классификация лесов по целевому назначению требует доработки в целях ее дальнейшего использования при разработке региональных систем мероприятий, направленных на сохранение и повышение целевых функций лесных насаждений.

Сведения об авторах

И.Ю. Харлов, канд. с.-х. наук

Филиал Всероссийского научно-исследовательского института лесоводства и механизации «Сибирская ЛОС», ул. Механизаторов, 5, а, г. Тюмень, Россия, 625017

E-mail: sfes@bk.ru

Ключевые слова

лесной план, лесохозяйственные регламенты, устойчивое развитие, защитные леса, особо защитные участки лесов, эксплуатационные леса, резервные леса

Литература

1. Желдак В.И. Лесоводственное обеспечение решения задач лесного хозяйства и лесопользования в связи с изменением законодательно-правового режима содержания и использования лесов // Лесная наука сегодня: сб. ст. М.: ВНИИЛМ, 2009. 288 с.

2. Лесной кодекс Российской Федерации: федер. закон от 29.01.1997 г. № 22-ФЗ.

3. Лесной кодекс Российской Федерации: федер. закон от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ.

4. Лесоустроительная инструкция: утв. приказом МПР РФ от 06.02.2008 г. № 31.

5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ.

6. Об охране окружающей среды: федер. закон от 10.01.2002. № 7-ФЗ.

7. Основы концепции устойчивого развития Российской Федерации: утв. Указом Президента РФ от 01.04.1996 г. № 440.

8. Флеров Б.А., Моисеев Н.А., Григорьев В.Д. Интенсификация лесного хозяйства Финляндии. М.: Лесн. пром-сть, 1970. 72 с.

Ссылка на английскую версию:

Forest Designation by Purpose as the Basis of Forest Management

Forest Designation by Purpose as the Basis of Forest Management

Kharlov I.Yu., Candidate of Agriculture
Siberian Forest Experimental Station, Branch of the Russian Research Institute for Silviculture and Mechanization of Forestry, Mekhanizatorov, 5 "a", 625017 Tyumen, Russia

E-mail: sfes@bk.ru

In 1998, Russian Federation declared its transition to sustainable development and reviewed its attitude to the fundamentals of forest management.

In 2007, the state, as a constitutional guarantee of the preservation and stability of the environment, gave up the idea of being directly involved in economic activity and put its hopes on intensified business and cooperation with private companies by delegating some of its powers to regional authorities. Such a separation of powers between the federal center and the regions is in line with the principles of sustainable forest management aimed to develop areas in Russia.

Nowadays, forest management is based on the concept of the forest as an ecological system, or as a natural resource. Due to this dual character of the "forest" notion, the theory and practice of forestry now differentiate between protection forests, production forests, and reserve forests.

Designation by purpose is the core of the strategic planning of forest use and integrated development, including conservation, protection and restoration of forests, and is the basis for controlling the degree of impacts on forests.

Analysis of the regulatory framework for designation of forests by their purpose shows that the current legal regulation in this sphere does not fully serve regional interests aimed at sustainable development of territories and does not contribute to sustainable forest management.

At present, there is a need for additional functional classification of forests by their purpose and respective regional systems of forest management.

The author shows that the existing in the Russian Federation classification, including both protective, production, and reserve forests, requires improvement in order to be further used in developing a set of measures for preservation and enhancement of the target functions of forests.


Keywords: forest plan, forestry regulations, sustainable development, protective forests, designated areas, production forests, reserve forests.

REFERENCES

1. Zheldak V.I. Lesovodstvennoe obespechenie resheniya zadach lesnogo khozyaystva i lesopol'zovaniya v svyazi s izmeneniem zakonodatel'no-pravovogo rezhima soderzhaniya i ispol'zovaniya lesov [Silvicultural Methods of Solving Forestry and Forest Management Problems Due to Changes in the Legislative and Legal Regime of Forest Use and Management]. Lesnaya nauka segodnya: sb. statey [Forest Science Today: Collected Papers]. Moscow, 2009, 288 p.

2. Forest Code of the Russian Federation: Federal Law of 29.01.1997 no. 22-FZ
(in Russian).

3. Forest Code of the Russian Federation: Federal Law of 04.12.2006 no. 200-FZ (in Russian).

4. Forest Management Manual. Approved by the Order of the Ministry of Natural Resources of the Russian Federation of 06.02.2008 no. 31 (in Russian).

5. On General Principles of Organization of Local Self-Government in the Russian Federation: Federal Law of 06.10.2003 no. 131-FZ (in Russian).

6. On Environmental Protection: Federal Law of 10.01.2002 no. 7-FZ (in Russian).

7. Bases of the Concept of Sustainable Development of the Russian Federation. Approved by the Decree of the President of the Russian Federation of 01.04.1996 no. 440
(in Russian).

8. Flerov B.A., Moiseev N.A., Grigor'ev V.D. Intensifikatsiya lesnogo khozyaystva Finlyandii [Intensification of Forestry in Finland]. Moscow, 1970. 72 p.